«Глупо просить женщин не идти в бизнес… Нельзя остановить мировую тенденцию». – Эллис Мак-Дугал.
Сегодня 8 марта ассоциируется с цветами, подарками, встречами за кофе и бесконечными поздравлениями. Но ни для кого не секрет, что Международный женский день исторически связан, в первую очередь, с движением за права женщин.
В современном мире нас не удивляет, а наоборот радует, что огромное количество женщин работает в кофейной индустрии и развивает ее в лучшую сторону: они придумывают проекты, занимаются рекламой, развивают кофейные компании, открывают обжарочные производства, занимаются импортом зеленого кофе. Но так было далеко не всегда. Давайте окунемся в историю и посмотрим, что сделали женщины, чтобы проложить себе и другим путь в кофе.
Несмотря на то, что в начале XX века женщины уже начали заявлять о себе, в самом кофейном бизнесе им было достаточно сложно, их эксплуатировали на рутинных и низкооплачиваемых работах. Например, на производстве Hill Brothers в Штатах вплоть до 1917 года мужчины получили 50 центов в час, а женщины – 23 цента. Женщины работали по 10 часов в день, 6 дней в неделю и имели всего лишь одну неделю отпуска в год.
В первой половине XX же века большинство лавров за успешную рекламную кампанию кофейной компании Yuban досталось Стэнли Рессору, тексты для которой написала его супруга Хелен Лансдаун. Она собрала команду женщин, которые занимались созданием рекламы и маркетингом, что помогло фирме ее мужа получать достаточную прибыль и известность среди потребителей. Они стали одними из первых в новом поколении женщин, которые начали отстаивать свои права.
В 1911 году женщины начали открывать свои кофейные компании. В Индианаполисе появились пачки “Mrs. Rorer’s Own Blend Coffee”, на которых была изображена Сара Тайсон Рорер. Какое-то время ее кофе продавался достаточно хорошо на Востоке и Среднем Западе. Но не имея достаточного маркетингового бюджета и напора, она не смогла реализовать свой план, и вскоре ее продукт исчез с рынка.
Элис Фут Мак-Дугал, наоборот, заработала деньги и известность упорным трудом и качеством своего кофе. Она вышла замуж за Алана Мак-Дугала, который занимался закупками кофе на нью-йоркской бирже, но только после его смерти сама занялась кофейным бизнесом. Она никогда не скрывала того, что она женщина, и открыто заявляла, что каждая женщина имеет право заниматься бизнесом наравне с мужчинами. Рынок не ответил ей приветливостью, и первый торговец, у которого она хотела купить кофе, отказал ей. Но Элис не сдавалась: открыла кафе, сделала собственный кофейный бленд, начала приглашать друзей к себе в заведение.
«Единственный способ победить – отправиться туда, где кипит самая яростная схватка, и сражаться, сражаться до победы. Мужчины выработали в себе эту решимость за многие поколения, и, если женщина хочет добиться успеха в бизнесе, она тоже должна преисполниться ею», – писала она в своей автобиографии. К началу Первой мировой войны у Элис в компании работало уже 15 человек. Именно она стала первой женщиной-предпринимательницей в кофейном бизнесе, показав, что это возможно другим девушкам.
Еще одна женщина, перевернувшая мир кофе, – знаменитая в кофейных кругах Эрна Натсен. Она стала первой женщиной, допущенной к каппинговому столу, и основательницей направления спешелти-кофе.
Эрна всегда боролась за права женщин и отстаивала их. Она начала работать в 18 лет. Позже, в Сан-Франциско, во время работы в крупной компании, которая занималась продажей зеленого зерна крупным обжарщикам, она обнаружила, что небольшие партии зеленки можно продавать небольшим обжарщикам, чего никто не делает. Тем самым – открыла новую нишу на рынке.
Правда, еще одна проблема заключалась в том, что женщин в то время не допускали ни до каппинга, ни до обжарки.
Однажды, попробовав чашку Суматры Манделинг, она подошла к руководителю, вдохновленная этим напитком, и попросила дать ей возможность за месяц продать контейнер этого зерна. И у нее получилось несмотря на то, что многие мужчины были агрессивно настроены против участия женщины в кофейных делах.
В итоге в 1973 году женщина впервые заняла свое место за каппинговым столом! Это была победа. На тот момент уровень потребления кофе в Америке достиг своего предела.
Правда, потребление и зернового, и растворимого было на одном уровне, так как вкус у этих обоих продуктов был примерно одинаковый, а спешелти стоил тогда очень дорого, и мало кто мог себе его позволить.
1974 год стал поворотным для кофейной индустрии: Эрна впервые употребила определение «спешелти-кофе» в интервью американскому кофейному журналу “Tea and Coffee Trade Journal”, определив место на рынке для этого кофе на долгие годы.