Вы когда-нибудь задумывались о том, какую роль кофе играет в вашей жизни?
Безусловно, для многих кофе - это просто напиток, который они пьют по утрам или в течение дня для бодрости. Для кого-то - это ритуал, без которого они не начинают свой день. Кто-то предпочитает забегать за чашкой кофе по пути на работу, кто-то любит выходить на обед из офиса, чтобы дойти до любимой кофейни за фильтром.
Несмотря на то, что кофейному рынку в России всего лишь 30 лет, кофе уже стал неотъемлемой частью жизни многих из нас. Даже если мы не интересуемся продуктом с точки зрения его специфических качеств, которые интересны, по большей мере, профессионалам, нам нравится та атмосфера, которую создает вокруг себя кофе.
Представьте картину: домик с камином, вокруг которого вся земля засыпана снегом, утро, выходной, вы просыпаетесь и в пижаме спускаетесь в гостиную, где горит камин, идете на кухню и варите свою утреннюю чашку кофе в джезве, или как принято говорить в России - турке. В этот момент вам, скорее всего, будет все равно, какой кофе вы готовите - намного важен сам момент утра, уединения и той атмосферы, которую создает аромат кофе и эта самая первая чашка в тишине. Это схоже с идеей slow coffee, которую активно продвигают некоторые кофейные энтузиасты. Slow Coffee означает “момент наедине с собой: медленный, спокойный, размеренный”, процесс приготовления кофе в этом случае заменяет медитацию.
Давайте вспомним другие ситуации, в которых нас сопровождает кофе?
Это и аэропортный фильтр или капучино в ожидании посадки, это кофейня в новом городе или стране, это и кофе перед экзаменом в университете, и, конечно же, первые свидания, и даже деловые переговоры. Многие люди строят свои туристические маршруты вокруг кофеен, а некоторые едут в какую-то локацию, чтобы посетить определенную кофейню.
В любой точке мира достаточно задать пару вопросов бариста о том, что на эспрессо, есть ли заваренный фильтр и какой обработки кофе в батче сегодня - вуаля - он расскажет вам все о локальном кофе, о местной кухне, о тех местах, которые стоит посетить, что обязательно нужно посмотреть, даже по необходимости познакомит с нужными людьми. Таким образом, бариста становится проводником по городу или даже стране.
Во многих ситуациях кофе становится поводом для диалога.
У нас есть классный пример. На горнолыжном курорте Чимбулак компания De Longhi, которая занимается автоматическими и полуавтоматическими кофемашинами для дома, проводила большую пиар-кампанию весной 2023 года. Мало того, что все подъемники были завешаны рекламными баннерами с Бредом Питом, а вершину горы украшала надпись “Кофе - это De Longhi”, компания организовала домик-кофейню по центру склона, куда лыжники могли спуститься, чтобы выпить чашечку кофе, посмотреть на горы, и в случае потребности, спросить бариста, как работает рожковая кофемашина. Даже была опция попробовать самостоятельно сварить себе кофе. То есть посетители кофейни могли уехать со склона вместе с кофемашиной для дома. Гениально и интерактивно? Да! Но главное заключается даже не в этом. Даже там, стоило нам задать несколько вопросов о кофе, как диалог сложился, и мы проболтали с бариста около часа. Естественно, уехали без кофемашины, но с целой кипой информации о кофе в Алматы и кофейнях, которые стоит посетить в городе. Такую информацию в путеводителях не пишут, что делает ее еще более ценной, а кофе еще более значимым.
Просто напиток или нечто большее?
Это все говорит нам о том, что из напитка ежедневного потребления кофе превратился в новую валюту общения, а кофейня в место социализации.
Задумайтесь, когда вы зовете кого-то куда-то, скорее всего, ваш выбор будет сделан в пользу кофейни, ведь кофе, в отличие от вина и других напитков, ни к чему не обязывает. Приглашение на кофе можно приравнять к слову “привет” и “добро пожаловать в мою жизнь”. Не случайно во многих культурах кофе является символом гостеприимства.
Например, в Турции, местные не пьют кофе по-турецки с кем попало, а только с близкими людьми и теми, кому оказывают уважение. Так что если турки вас пригласили в гости и угощают кофе по-турецки, то они относятся к вам как к самому лучшему другу.
Как-то мы общались с одним турком, который держит несколько кофеен в Каше и Анталии, и когда задали ему вопрос о том, какое значение в Турции отводится кофе, он ответил: “Для нас - это история, это часть культуры. Моя бабушка, сколько себя помню, сама обжаривала кофе в духовке, молола, а потом варила кофе в джезве. Вокруг нее собиралась большая семья, и мы все обсуждали волнующие нас вопросы. Кофе всегда был приглашением к диалогу”.
Конечно, кофейная индустрия активно развивается: из-за того, что рынок России достаточно нов и молод, на нас не влияют культурные особенности и традиции, как, например, на итальянцев, жителей других европейский стран и турков, где кофейному ритуалу больше 300 лет.
Современная кофейня создает атмосферу неформального общения, при этом предлагает все возможности для конструктивного диалога и решения бизнес-задач, поиска партнеров, обсуждения стратегий. Кофейни активно проводят мероприятия наподобие кинопросмотров, энтузиасты организуют в стенах заведений книжные, английские, киноклубы, что также создает отличную платформу для нетворкинга и поиска единомышленников. В кофейнях проводятся презентации книг, журналов и прочие интересные мероприятия.